|
||||||||||||||||||
Вентильные двигателиМноголетняя научно-исследовательская работы кафедры в области вентильных электрических двигателей и технологического оборудования в обеспечение их производства позволила освоить выпуск высокомоментных бесконтактных широкорегулируемых вентильных электродвигателей 5ДВМ на ОАО "ЧЭАЗ". Появление этих уникальных электродвигателей открывает перспективы разработки на их базе автоматизированных электроприводов отечественного производства применительно к станкам с ЧПУ, технологическому автоматизированному оборудованию (лазерному, сварочному, штамповочному и др.), а также для применения в приводах широкого назначения в химической и металлургической промышленности, в изделиях военного назначения. По тематике работы получено 30 патентов и авторских свидетельств. В университете функционирует проблемная лаборатория по электромеханотронике, основанная на базе двух кафедр: ЭМТЭП и УИТС, - под руководством профессоров Афанасьева и Нестерина. Проведенные с помощью математического моделирования исследования распределения магнитного поля в рабочем зазоре, зубцовых пульсаций момента, формы э.д.с. в фазах обмотки вентильного двигателя (ВД) позволили выбрать оптимальную геометрию листов статора и ротора, размеры и форму ПМ, скос пазов статора. Предложенная математическая модель была доработана применительно к импульсным намагничивающим индукторным системам. Разработан также аналитический подход к расчету электромагнитного поля в вентильном двигателе, особенно эффективный для анализа работы двигателей с ПМ в переходных режимах. Математическое моделирование и уточненная методика поверочного расчета ВД с учетом вентильного преобразователя и свойств редкоземельных ПМ использованы в проектных расчетах серии электродвигателей типа 5ДВМ. При проектировании двигателей ряд моментов от 0,1 до 170 Нм был разбит на диапазоны. Это разбиение и основные характеристики двигателей представлены в таблице. ![]() В пределах каждого диаметра двигатели имеют несколько значений длин. А в пределах каждой длины получено несколько типоисполнений по частоте вращения. На рисунке приведена фотография вентильных электродвигателей серии 5ДВМ различных габаритов. ![]() Двигатели имеют также исполнения по напряжению в звене постоянного тока Uo. Ротор двигателей шихтованный (по технологическим соображениям) с наклеенными ПМ из материала неодим-железо-бор отечественного производства. Магнитный слой бандажируется специальной бандажной лентой, пропитанной однокомпонентным клеем-компаундом "Пластметаллкерамик". Для целей намагничивания разработаны специальные индукторные системы на все типоразмеры роторов. Экономический эффект может быть получен в результате импортозамещения. Цена двигателей 5ДВМ в среднем на 150-200$ меньше, чем лучшие зарубежные образцы (например 1FT5 и 1FT6 фирмы Siemens). В России в последнее время выпускается до 200 новых станков в год. Отечественные аналоги близкого функционального и технического уровня, а также по масштабам исследования и освоения производства практически отсутствуют. Ближайший зарубежный аналог - двигатели ДВУ215 и ДВУ2М с ферритовыми и редкоземельными постоянными магнитами (ПМ) производства ДЭМЗ (Украина, г. Днепропетровск) уступают двигателям 5ДВМ по массогабаритным показателям и не имеют такого уровня оснащения (нет магнитоэлектрических тормозов, нет комплексного датчика, отсутствует резольвер). В то же время двигатели 5ДВМ не уступают двигателям 1FT5, 1FT6 (ф. Siemens) как по энергетическим, так и массогабаритным показателям. Двигатели 5ДВМ представляют собой корпусные электрические машины, чем достигается продольная и поперечная жесткость конструкции. Это особенно важно с учетом того, что машины относительно длинные (l/D=1-3) вследствие стремления уменьшить момент инерции и повысить быстродействие. В сочетании со скосом пазов на одно зубцовое деление дробная обмотка обеспечивает снижение нежелательных зубцовых пульсаций электромагнитного момента. ![]() Передний щит двигателя имеет исполнение со встраиваемым магнитоэлектрическим безлюфтовым тормозом, конструкция которого разработана авторами. Минимальные массы и габариты тормоза обеспечиваются применением высокоэнергетических ПМ, особой конфигурацией магнитной системы и специальным покрытием трущихся деталей (карбонитация), способствующим повышению коэффициента трения. Основное назначение тормоза - обеспечение неподвижности ротора при исчезновении напряжения питания. Разработанный и освоенный в производстве ряд тормозов типа МЭТ на моменты от 0,1 до 170 Нм может поставляться как самостоятельное изделие и применяться в различных целях. В заднем щите двигателей 5ДВМ расположен комплексный датчиковый узел, включающий бесконтактный тахогенератор на термостабильных ПМ из материала ЮНДК35Т5 и фотоэлектрический датчик положения ротора. Имеет место исполнение двигателей со встроенным резольвером - бесконтактным синусно-косинусным тахогенератором, который специально разработан для комплектования двигателей 5ДВМ. В обмотку статора заложены датчики температурной защиты. Класс нагревостойкости изоляции F. Уже в период освоения промышленного производства с 1998г. по 2004г. было продано более 250 штук двигателей 5ДВМ. В обеспечение производства двигателей 5ДВМ разработано специальное высокопроизводительное и эффективное технологическое оборудование для намагничивания и контроля редкоземельных ПМ. ![]() | ||||||||||||||||||
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова | Кафедра ЭМТЭП | 2008 - 2016 |